Когда в Death Stranding 2: On the Beach начинают идти финальные титры, возникает та самая тишина. Не из-за отсутствия звуков — они есть. А из-за ощущения: «Это всё?». И вот ты сидишь с кружкой чая, слегка разбитый, с мешаниной мыслей в голове и странным чувством, будто в этот раз Кодзима снова вывернул тебе душу наизнанку. Но — вот в чём фишка — это ещё не конец.
На самом деле, игра как бы подмигивает: «Погоди, у нас ещё есть кое-что для тебя». И если вы спрашиваете себя, можно ли продолжить играть после финала, то ответ — однозначное да. Причём с довольно интересным набором возможностей.
Что происходит после прохождения сюжета?
Итак, вы прошли финальную главу, сходили на Берег, сразились с Хиггсом, пережили бурю эмоций — и бац, Эпизод 17: «Однажды». Он выглядит как обычная следующая глава, но по факту — это полноценный постгейм. В нём нет чётких сюжетных задач или обязательных миссий. Это скорее пространство для игрока: всё, что ты не успел, не открыл, не достроил — теперь можно добить.
Сэм возвращается на «Магеллан», и хотя на борту стало заметно пусто (многие персонажи исчезают по сюжету), сам корабль работает как часы. Быстрое перемещение доступно, хиральная сеть функционирует, инвентарь и апгрейды на месте.

Что можно делать в постгейме?
Да куча всего, если честно. Вот список, который сам себе накидал, когда закончил сюжетку:
- Вернуться в Мексику и Австралию, исследовать те участки, которые в основной кампании обошёл стороной.
- Пройти все дополнительные заказы (некоторые из них не хуже сюжетных).
- Укрепить связи с Объектами до максимального уровня — для перфекционистов это прямо медитативный процесс.
- Поэкспериментировать со снаряжением, которое раньше казалось бесполезным.
- Просто расслабиться и погулять по миру, не спеша, без врагов (если включите кьюпид).
Важный выбор: включить или отключить кьюпид
Вот интересный момент, который игра подбрасывает сразу после финала — кьюпид «Дробридж».
- Выключите — и мир останется таким же опасным, как в последних главах. Монстры, Твари, стычки, напряжёнка.
- Включите — и получите почти мирный режим, где можно заниматься доставкой и исследованиями без боёв. Удобно, если хочется просто пройтись по локациям и послушать саундтрек.
Я лично выбрал второй вариант. Просто хотел один вечер посвятить не битвам, а дороге. И, знаете, это было того стоит.
Новые бонусы и коллекционка
Не ждите супероружия или читерских костюмов — всё, что дают после сюжета, чисто для души:
- Красная и золотая маски (одна из них — та самая Хиггса, если вы в теме).
- Пара голограмм (Туморроу и Фрэджайл) — можно украсить базы и постройки.
- Нашивка криптобиота — вещь бесполезная, но забавная.
- И два новых музыкальных трека: Fragile Things и To the Wilder (feat. Elle Fanning). Очень атмосферные.
Есть ли смысл играть после финала?
Если вам важен исключительно сюжет — возможно, нет. Финал даёт достаточно чёткое завершение. Но если вы кайфуете от медитативной доставки, поиска скрытых уголков мира, укрепления связей и строительства — постгейм вас не разочарует. Это по сути та же игра, только без давления: нет «надо», есть только «хочу».
А как у вас?
Дошли до постгейма? Оставили кьюпид включённым или решили не расслабляться? Есть ли любимое место, куда вы сразу направились после финала — просто чтобы побродить и выдохнуть?
Расскажите в комментариях, как провели первые часы после титров. И если нужно — могу сделать подборку лучших побочных заданий или локаций, которые реально стоит пройти в постгейме.